Декоративно-прикладное искусство ближнего и среднего востока

В VII в. произошло политическое объединение племен арабов-кочевников, населявших Аравийский полуостров. Это объединение под эгидой новой, возникшей здесь религии — ислама — повлекло за собой завоевания арабов в Азии, Северной Африке, позднее — в Европе. В результате происходит исламизация громадной территории — от Испании на западе до Персии на востоке, включая Египет.

Искусство ислама развивалось в отрицании греко-римской античности. В мусульманском искусстве доминирует декоративное начало. Две основные особенности художественной культуры мусульманских стран — это отсутствие изображений живых существ и любовь к абстрактному декору, особенно геометрическому.

Как известно, этот запрет был наложен пророком Мухаммедом, для того чтобы предотвратить возрождение идолопоклонства, и потому в первую очередь касался мест отправления культа. Но это не ограничивало фантазии художников, обратившихся к мотивам деревьев, листьев и цветов, стилизованные изображения которых позже были названы термином «арабески».

Две другие особенности мусульманского искусства — ковровые, не терпящие пустот композиции и яркая красочность узоров.

Орнамент. Орнамент в арабо-мусульманском мире существует не сам по себе, а в комплексе с чрезвычайно важным компонентом, входящим в его канву: словом, словесным изречением. Это изречение, начертанное, увековеченное для потомков, — обязательный элемент для любого значимого произведения архитектуры или предметного искусства. Вначале это были изречения из Корана, вдохновлявшие арабов на завоевание мира, затем — славословия владыкам, увековечивавшие их деяния, философско-поэтические высказывания и, наконец, любовная лирика.

Как и в случае с римским декором, не было исконного развития арабского орнамента от становления до расцвета. Арабы опирались в своем орнаментальном творчестве на уже сложившиеся декоративные традиции завоеванных ими культур.

Главное прибежище для развития орнаментальных идей в арабо-мусульманском искусстве — архитектурный декор, как ковром покрывающий экстерьеры и интерьеры зданий, выполненный в однотонной резьбе или же в цветных мозаиках, фресках, изразцовых покрытиях. В орнаментике мусульманского мира существуют несколько типов декора. Это ислими, гирих, куфи и насхи.

В арабо-мусульманской культуре единство между архитектурой и декором возникает как результат единства их композиционной основы, так как ни орнамент, ни архитектура здесь уже не имеют связи ни с какими смысловыми явлениями. Само конструктивное членение зачастую приобретает чисто декоративный смысл.

Арабское письмо по своему виду носит чрезвычайно образный характер. Само же книжное дело арабского мира наряду с архитектурой может служить еще одним великолепным образцом воплощения декоративно-орнаментального принципа. Орнамент из книжной миниатюры обильно покрывает стены зданий, одежды и прочие предметы. Вся миниатюра композицией фигур, ритмом цветовых пятен, графикой рисунка создает подчеркнуто декоративный образ.

Но все же искусство стран ислама развивалось незамкнуто и в некоторой мере испытало влияние других культур: Древнего Востока, эллинизма и Китая. Это объясняется использованием мусульманскими правителями труда мастеров подвластных им стран.

В основном, сфера бытования искусства на мусульманском Востоке ограничивалась дворцами и крупными городами. Правители и их придворные были главными заказчиками востребованных в столице предметов роскоши.

Ювелирное искусство. В иранском искусстве в Средние века было сравнительно мало украшений, что объясняется суровостью религиозных догм. Национальное своеобразие проявлялось в использовании стилизованных изображений животных. Изделия из серебра свидетельствуют о высоком мастерстве ювелиров, унаследовавших сасанидскую художественную традицию: кувшинчики, блюда с гравированным ор- каментом, чеканные вазы с надписями, птицами и цветами иранской работы X — XI вв. Изделия часто имеют надписи с указанием имени автора и даты.

Мусульманские ювелиры особенно любили перегородчатую эмаль. Орнамент состоял из медальонов, в которых на фоне растительных побегов изображены фигуры людей и животных.

Литературные памятники хранят описания безвозвратно утраченных замечательных произведений ювелиров и сокровищ халифов VIII в., имевших столько ожерелий, сколько дней в году. Они рассказывают также о серебряном дереве с золотыми ветвями, на которых сидели золотые и серебряные птицы, или о золотых птицах с глазами из драгоценных камней и эмалевыми перьями.

При Сельджуках декор ювелирных изделий многократно усложняется. Производится большое количество частично или целиком позолоченных серебряных изделий. С конца X—XII в. в ходу серебряные с чернью блюда и ларчики, украшенные арабесками и розетками с куфическими надписями.

Стихийные раскопки в Гургане (к юго-востоку от Каспийского моря) открыли серебряные и золотые сосуды с филигранью, зернью и инкрустацией драгоценными камнями. Это были клады времен монгольского нашествия. Эмиграция иранских ювелиров, бежавших от захватчиков, способствовала распространению их традиционных орнаментальных растительных и анималистических мотивов в искусстве других стран.

Керамика. Толчком к развитию художественной керамики в странах Среднего и Ближнего Востока, вероятнее всего, послужили китайские фарфоровые изделия, завезенные на рубеже VIII — IX вв. В Месопотамии, Египте, Турции и особенно Персии создавали превосходную керамическую утварь. Особенно выделялись сосуды с росписью люстром, тонко обточенные предметы с бирюзовой глазурью из персидского города Кашана, сложные изделия в стиле «минаи» из древней Раги (ныне Рей в Иране), бело-голубая керамика из турецкого города Изника.

Керамические центры Узбекистана, Таджикистана и Туркмении имеют наиболее ценные исторически сложившиеся традиции, которые сохраняются в творчестве современных мастеров. Привычно связанная с повседневным бытом керамика представлена разнообразной по назначению посудой и сопровождающей ее игрушкой.

По художественным особенностям и приемам изготовления среднеазиатскую керамику делят на два вида: лепную (более древнюю) и поливную (исторически сложившуюся много позже).

Лепную керамику представляет искусство мастериц Таджикистана, живших в горных районах республики. В отличие от поливной керамики, выполняемой на гончарном круге мужчинами, древнюю традицию ручной лепки бытовых кера-i мических сосудов хранят женщины.

Эта керамика выполняется для узкого круга потребителей, она имеет конкретную предназначенность бытового использования (кувшины для воды, сосуды для молока, рукомойники, маслобойки, чаши). Их формы приземисты и тяжеловесны. Несложные налепы в виде точек или волнообразной линии украшают эти сосуды. Ручки массивны и добротно соединены с туловом и горловиной сосуда. Иногда и на них появляются налепы, обогащающие силуэт ручки, но сделанные для удобства пользования.

Поливную керамику изготавливают преимущественно на гончарном круге и покрывают для предохранения красочной росписи прозрачной глазурью — поливой. В тех случаях, когда гончарный сосуд имеет гладкую поверхность или сдержанно украшен лепными поясками, для его декорирования рельефными деталями используют глухую цветную глазурь, которая покрывает сосуд потеками, придающими живописность строгой форме сосуда.

Гончарная поливная керамика отличается выразительной формой, а ее оформление — красочностью крупных орнаментальных мотивов, представляющих по схеме построения необычайное разнообразие розеток, как правило, обрамленных несложной каймой или гладким пояском. Особенно характерно такое оформление для тарелок, мисок, чашек, имеющих открытую и замкнутую по краю поверхность, удобную для росписи.

Принцип симметричного расположения элементов орнамента и откровенно ритмичного повторения мотива является наиболее распространенным практически во всех керамических центрах. Так декорируют большие блюда и маленькие блюдечки, сосуды с крышкой для кислого молока и кружки. Этот принцип не создает жесткости рисунка в орнаменте, поскольку роспись выполняется свободно, от руки, а цвет керамических красок-глазурей изменяется при обжиге и смягчается по контуру.

Палитра цветов также разнообразна. И наряду с голубым {бирюзовым) цветом, символически обозначающим воду и Небо, в росписи некоторых гончарных центров отдается предпочтение сочетаниям зеленого с коричневым, черного с голубым. Около X в. в Персии рождается искусство люстрирования и распространяется по исламским регионам.

Люстр создавался с целью имитации посуды из золота и серебра, поскольку употребление утвари из драгоценных металлов запрещалось Кораном. Люстром, включающим в себя соли смоляных кислот и оксиды металлов, покрывалось уже глазурованное и обожженное изделие и подвергалось затем треть- ому, так называемому восстановительному, обжигу.

При высокой температуре происходило химическое восстановление металлов на поверхности сосуда. Лучшими образцами персидской люстрированной керамики считаются рейские фаянсы: блюда, бокалы, чаши, расписанные фигурками людей и зверей — верблюдов, леопардов, длинноухих зайцев.

К XVI—XVII вв. относятся «металлические» бутыли для шербета, чаши для риса и вазы для цветов с большим центральным отверстием, окруженным маленькими боковыми; тонкие керманские и гомрунские полуфаянсы в «китайском духе». Мастера Гомруна создали даже ажурные изделия, пытаясь имитировать китайскую технику «рисового зерна».

Ковроделие. Не менее известны миру культура и искусство восточного ковроделия. Можно сказать, что Восток — родина ковров. Восхитительная красота и превосходное качество персидских ковров известны по всему миру. Нет ни одной страны, в истории, культуре и повседневной жизни которой ковер играет такую же громадную роль, как в Иране. Мебели в иранских домах немного, и роль главного элемента домашней обстановки выполняют ковры.

В основном, здесь распространены ворсовые ковры. Ворсовые ковры ручной работы иначе называют коврами узелковой структуры. Они имеют с лицевой стороны ворс, образованный узорообразующим шерстяным утком. Ворсовая поверхность такого ковра состоит из отдельных узелков цветной шерстяной пряжи (цветного узорообра- зующего утка), их ровно подстриженные кончики вместе составляют ровную ворсовую поверхность.

Плотность ворсовых ковров достигает 400 тысяч узлов на 1 м2. Родина ворсового ковра — страны Востока: Персия, Турция, Индия, а также Средняя Азия и Кавказ. Ворсовые ковры как вид народного декоративного искусства прошли тысячелетний путь развития.

Персия, по мнению многих специалистов, — родина ворсового ковроделия. Здесь этот вид производства был развит уже в III в. и достиг совершенства в XVI столетии. В зависимости от места изготовления персидские ковры — ферганские, ширазские, хамаданские, хорасанские — различаются орнаментикой, цветовой гаммой, плотностью и высотой ворса.

Наиболее дорогие керманские ковры, тонкие, плотные, мягкие, нежного гармоничного колорита с преобладанием разных оттенков зеленого и оранжевого цветов. Самый распространенный рисунок персидского ковра — помещенный в центре поля медальон в виде розетки, ромба или овала, от которого во все стороны расходится растительный узор. Нередко встречаются композиции без центральной фигуры, с фоном, сплошь заполненным одинаковыми мотивами, но с обязательной широкой тройной орнаментальной полосой.

В мотивах туркменского орнамента в предельно обобщенной форме переданы образы реальной действительности, окружающей природы, жизни и быта туркменского народа. Для туркменских ковроделов характерны насыщенная густо-красная тональность, иногда переходящая в красновато-коричневый тон, и строгое, ритмичное медальонное построение.

Основными элементами туркменского орнамента являются медальоны «гёли», многократно повторяющиеся в центральном поле туркменского ковра. «Гёли» подразделяются на три типа: салорский, йомудский и эрсаринский. Медальоны- «гёли» туркменского ковра отражают сложную систему представлений древних скотоводческих племен, населявших эту территорию, о мироздании.

Ученые видят в «гёли» условное, орнаментированное изображение загона для скота или усадьбы с водоемом, обсаженным деревьями. Более верным объяснением можно считать то, что «гёли», например, салорский, — это родовой знак, знак одного племени или рода (таким родовым знаком клеймили скот, чтобы не спутать и не растерять). Этот знак, тамга, сам по себе непременно отображал нечто важное для рода, характерное, приметное, это могло быть и условное изображение загона для скота.

Мусульманский мир — один из самых молодых. Тем не менее прикладное искусство самостоятельно и самодостаточно. Возможно, это связано с тем, что этот мир появился не на пустом месте, а на территории Древнего Востока, где существовало разнообразное и сильное искусство. Черпая силу из прошлого, наполняя искусство новым религиозным видением, на земле арабов сложилась и развивается восхитительная культура.

 

Предыдущая статья Декоративно-прикладное искусство дальнего востока. Китай и Япония
Следующая статьяДекоративно-прикладное искусство от Киевской Руси до России. История народных промыслов